Экологическая страничка

«Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольников»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 7»Золотая рыбка»
И.Н.Воропаева
(1 квалификационная категория)
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее выражены процессы целе-образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самореализации дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравиться вместе со взрослыми совершать первые открытия, где они учатся объяснять и доказывать. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, вызывает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. Опыты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словестном рассказе об увиденном. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда идет непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности детей.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь.
В ходе проведения экспериментальной деятельности следует научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также очень важна для развития детей. Чем глубже ребенок изучает объект в процессе ознакомления в природе, тем точнее он передаст его детали во время изображения. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты ребенку нужно зарисовать. Работа над развитием технических навыков в изображении моделей часто проводится на НОД по рисованию: рисование изогнутых линий, приемы штрихования, графические наброски и т. д..
Также имеется связь с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Проводя, экспериментирование, используется также театральная деятельность: работа в «лаборатории», встреча с волшебником. Путешествие.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей.

 

Т.М.Провкина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золотая рыбка», г.Тамбов
«Экологическое воспитание детей в ДОУ»
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
(Н. Луконин)

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку». Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития. Около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течение жизни только оставшиеся 30 %.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, закладывается позитивное отношение к природе. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбова выделяет экологическое воспитание одним из приоритетных направлений в своей работе и ставит перед собой соответствующие цели и задачи.
Цель: формирование у дошкольников экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
 расширение и обобщение знания детей о мире природы как целостной взаимосвязанной системе;
 развитие познавательных способностей: умения наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;
 формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
Экологическое развитие дошкольников осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс: как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Коллектив педагогов на протяжении ряда лет реализует во всех возрастных группах рабочую программу по познавательному развитию, составленную на основе методического пособия О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Используются самые разнообразные формы и методы работы с детьми. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео- и аудиозаписи.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами; приобщение детей к регулярному труду.
Мы принимаем активное участие в различных экологических акциях. 30 августа 2017г был День Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия». Во Всероссийском субботнике приняли участие все сотрудники и воспитанники ДОУ. Педагоги вместе с детьми убирали территорию детского сада, окапывали и подрезали кустарники, собирали последний урожай с огорода. Приятно видеть результат своего труда, каждый внес в это дело частичку своего тепла; чистая, ухоженная территория детского сада радует глаз всех окружающих. Во время таких субботников у воспитанников формируется умение работать в коллективе, ответственное отношение к окружающей нас природе.
Мы являемся активными участниками различных конкурсов и мероприятий экологической направленности как в ДОУ, так и на городском, а так же федеральном уровнях.
Экологическое воспитание в настоящее время — не только одно из наиболее сложных направлений в работе детского сада, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры семьи, т.к. родители играют главную роль в жизни ребенка. Во все мероприятия дошкольного учреждения мы активно привлекаем семьи воспитанников: они наши союзники, наши помощники! Хочется отметить ежегодную выставку декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Мы с природой вместе!»
В 2016 году вместе с родителями были подготовлены детей к участию во Всероссийском конкурсе «Экологическая тропа», и некоторые дети стали победителями.
Весной 2017 года наши дети приняли участие в конкурсе детского плаката в рамках проекта «Зеленая планета» Экологического совета Тамбовской епархии, в котором наши воспитанники стали победителями.
Педагоги, дети и родители радостно встречали батюшку о.Михаила (Замкивского) в Пасхальные дни и побеседовали о красоте мира. Был подготовлен праздничный концерт, в конце которого о.Михаил наградил детей дипломами победителей и вручил подарки и благодарственные письма.
Такие мероприятия — весомый вклад в дело духовно-нравственного и экологического воспитания дошкольников.
Коллектив детского сада «Золотая рыбка», занимаясь экологическим воспитанием дошкольников, имеет положительные результаты:
— сформированы начала экологической культуры у детей;
— сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
— дети учатся практическим действиям по охране природы;
— развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
— у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Т.о., экологическое воспитание — это не только ознакомление с природой и воспитание любви к ней, а, прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к предкам, и к потомкам. Дети наши должны быть милосердными.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е.Евтушенко)

 

 

 

«Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с окружающей природой»

Подготовила воспитатель
О.А.Четырина

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир
Природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».

В. Сухомлинский

В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников.
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями.
В своей работе я использую лично – ориентированную модель воспитания, целью которой является содействие становлению ребенка, как личности. Принципы, которыми руководствуюсь в работе:
уважение к свободе и достоинству маленького человека;
создание условий для развития индивидуальности;
обеспечение психологического комфорта;
учет возрастных психологических особенностей детей.
В процессе творческого общения у меня сложились с детьми отношения, построенные на принципе доброты и сердечности, уважения друг к другу и бережной заботы о природе. Занятия по экологии, наблюдения и опыты раскрывают духовный потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться в окружающей среде.
Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни для животных и растений, проживающих в мини-центре, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под моим руководством наблюдают за рыбками в аквариуме и устанавливают их приспособленность к жизни в воде, наблюдают за птицами на участке мини-центра, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспособленность к сезону.
Известно, что развивающий познавательный интерес – это проявление нравственности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях – это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое), содержанием которой являются впечатления о природе. Я считаю, если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную деятельность детей, стремление как можно тщательнее качественнее изобразить явления природы. Особенно ярко это проявляется, если мотивизация деятельности достаточно сильная у ребенка (например, сделать любимому человеку подарок, рисунок, поделку).
По моему мнению, общение с живыми существами, особенно симпатичными зверьками – еще одна важная деятельность в процессе экологического воспитания, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстность, доброту и гуманность, т.е. нравственные качества. Беда в том, что в детских садах мало практикуется эта деятельность: животных не берут в руки, не гладят, не говорят им ласковые слова, не выпускают в свободное пространство и не выгуливают на улице.. Между тем все птицы и млекопитающие – высокоразвитые животные, они многое понимают, легко вырабатывают рефлексы, могут играть с предметами и людьми. Необходимо организовать общение с живыми существами, чтобы пробудить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что правильные формы общения с животными, приобретенные под руководством педагога, дети обязательно принесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность, в общение с которыми можно наблюдать детскую жестокость.
Работая с 2013 года по приоритетному направлению «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду», я изучила программы, педагогические технологии по данной теме и на основе изученной литературы я сформулировала следующие направления своей деятельности:
практическая работа: опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения, посадки, зарисовки,
работа с родителями;
индивидуальная работа с детьми.
Разработала экологический проект «Белая береза» для детей средней группы. Мой проект рассчитан на один учебный год. Ребенок имеет возможность проследить за березой в различные времена года. Создала для детей уголок экспериментирования, совместно с детьми веду дневник наблюдений за березой, создала картотеку, включающую подборку экологических игр, физкультминуток, загадок, стихов о березе. Разработала перспективное планирование кружка экологии «В гостях у дедушке Ау». .
Начиная работать по своей теме, я провела диагностику, которая показала, что три человека имеют средний уровень знаний, а у остальных уровень знаний ниже среднего. Из этого я сделала вывод, что работу планировать необходимо так, чтобы было интересно детям. Прежде всего, это были опыты и ежедневные наблюдения. Для того, чтобы активизировать детей я использовала художественную литературу: сказки, загадки, стихи, потешки. Привлекала родителей к сбору подручного материала, к подготовке выставок и конкурсов. По результатам диагностики экологического воспитания уровень знаний детей на конец года составляет 85%. Материал детьми усвоен, с интересом и большим желанием проводились наблюдения и опыты.
Убеждена, что одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера закладывается в семье. Я пришла к выводу, что работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквой, человека экологически грамотного, который будет жить в двадцать первом веке.
В работе с семьей опираюсь на принципы партнерского взаимодействия и сотрудничества, использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции) так и нетрадиционные:
анкетирование родителей «Как вы приобщаете ребенка к природе»
почтовый ящик «Вы спрашиваете…, мы отвечаем»;
информационный материал-папка – копилка «Полезные советы», которая пополняется совместно с родителями;
привлечение родителей к сбору материала к экологическому проекту «Белая береза»;
фотоотчет экологического проекта «Белая береза» на собрании с родителями.
Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). При выборе форм общения с родителями я руководствуюсь следующим: отказавшись от назиданий, необходимо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо использовать словесные ситуации, которые родители обсудят дома с детьми. В моей практике были ситуации, когда родители рассказывали о равнодушии своего ребенка к объектам природы. Тогда я советовала:
Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату). Советую придумать имя цветку, разговаривать с ним как с живым, замечать его изменения, которые с ним происходят.
Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.
Читать книги о природе Бианки, Чарушина, Пришвина, рассматривать иллюстрации.
Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Ведь такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания важны для формирования основ экологического воспитания.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детских садов. Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания дошкольников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности детей, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Думаю, что в этом нам помогут занятия нетрадиционной формы: например праздники и экскурсии. На таких мероприятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на обычных занятиях: активного участия ребят в подготовке, заинтересованности. Нетрадиционные мероприятия, как правило, надолго запоминаются детям и особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников. Считаю, что очень эффективны с точки зрения экологического развития дошкольников комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествия, приключения, ), викторины, «Поле чудес» и т.п.
Уверена, что развитие нравственности посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду: обогащенная развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности в этой среде побуждает инициативу, последовательная работа с родителями, стимулирует творческую активность детей. И в этом нам помогут занятия. И все же главными условиями следует считать нравственность взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с ними. Н. М. Романенко подчеркивает: воспитание нравственности невозможно без нравственности учителя. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, а затем осознанно, руководствуясь принципом добровольного самоопределения, «взращивает» свою духовность в соответствии с общечеловеческим законом постижения истины, доброты и красоты»
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через свое восхищение, удивление и радость. Это не значит, что мы должны выплескивать все свои чувства наружу, но просто иметь их при себе и быть честными.
Я считаю, что проектная деятельность в ДОУ дает возможность в интересной форме воплощать замыслы, достигать поставленных задач. Работа по экологическому проекту «Береза» среднего дошкольного возраста дает хорошую базу для дальнейшего ознакомления детей с природой родного края, страны. В дальнейшей перспективе по работе с детьми в рамках экологического образования я планирую разработать проект для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является изучение флоры и фауны северного Казахстана. Очень убедительно звучат слова Веретенниковой С.А.: «Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее».