Тема проекта: «Говорящая книга»
Цель: создать аудиокнигу в подарок мамам и бабушкам, а также для малышей.
Задачи:
- вовлечь всех детей в творческую литературную деятельность;
- повысить интерес к художественной литературе;
- учиться выразительному чтению;
- развитие воображения, творческого мышления, фантазии;
Актуальность проекта
Как привлечь внимание детей к печатному слову? Как научить относиться к книге, как к кладезю знаний, идей, мудрости, опыта? Как научиться выразительному чтению?
Мы хотим поделиться своей идеей – запишите аудиокнигу!
Творец не может равнодушно относиться к своему творению! Для нас — это должно стать увлекательным занятием, имеющим особое значение, потому что эту запись услышат братишки и сестренки, а так же – родители. Значит, она должна быть достойна того, чтобы её слушали.
Участники проекта:
воспитатели, специалисты ДОУ, дети, родители
Как мы будем работать над проектом?
- Подготовительный этап.
1.1. Мотивация. Для предания смысла всей деятельности необходима мотивация: мы будем делать необычную книгу. Она будет звучать! Нам предстоит сделать голосовую запись, прочитанных историй, как настоящие актеры, профессионально читающие сказки. Эту книжку можно дать послушать младшим братьям и сестрёнкам, например, перед сном; после тяжелого рабочего дня мама и папа смогут отдохнуть, послушав веселую историю. А еще приближается праздник – книгу можно подарить.
1.2. Что для этого нужно?
Зачем нужна «говорящая книга»
— «Говорящая книга» — это уже необычно! Но потрудиться над ней придется много.
— Каждый воспитанник может принять участие в создании этой книги.
— Необходимо составить план нашей работы.
1.3. Составляем план.
— Подбираем интересный материал.
— На занятиях и в совместной деятельности детей в течение дня выполняем упражнения, направленные на обучение выразительному чтению.
— Работаем с текстами.
— Голосовая запись подготовленных текстов.
— Выход: оформление аудиокниги с помощью программы Microsoft PowerPoint.
- Основной этап.
2.1. Что мы будем записывать?
У нас должны получиться книги, у каждой группы начиная со среднего дошкольного возраста своя аудиокнига. В книге могут быть красочные иллюстрации. Тогда и возникла идея: сделать аудиокнигу с картинками ( с помощью программы Microsoft PowerPoint.) Иллюстрации к голосовому сопровождению помогут представить сказочных героев.
2.2. Чтобы тебя слушали.
«А вы любите, когда вам читают? А всякое ли чтение хочется слушать. Как выяснилось, — не всякое, а только выразительное. Чем же оно отличается от простого чтения вслух? Прежде всего, тем, что выразительное чтение хочется слушать. А почему? Потому что чтец так умеет передать голосом смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и представляем в своем воображении все, о чем рассказано в тексте. Мы смеемся и грустим, радуемся и огорчаемся, сочувствуем героям и переживаем все с ними происходящее, словом, как бы становимся участниками событий.
Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо уметь читать выразительно. Но умение само собой не приходит. Умение – результат учения. Мы должны узнать, чему и как надо учиться, чтобы говорить и читать выразительно.
Поэтому в НОД по развитию речи мы включим специальные задания и упражнения, для того, чтобы учиться читать выразительно. У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца они тоже есть — это дыхание, голос и дикция.
Выполняя специальные упражнения и физминутки, мы учимся управлять своим голосом.
Например:
- Представь торт с зажженными свечами. Погаси все свечи сразу. А теперь потуши каждую свечу, прерывая дыхание: фу, фу, фу.
- Жужжим: жжжжжжжжжжжжжжжжжжжж; ж, ж, ж, ж, ж.
- Учимся говорить на одном дыхании:
Жил-был не царь, не король, не геройский-герой, а жил был мальчик.
- Говорим, дирижируя, выделяя каждое слов и др.
Важно, научиться слушать голос. Голосом можно управлять: повышать или понижать; он может звучать ровно, спокойно, на одном уровне.
Голос нужно беречь! Составили памятку. (Приложение 1).
Очень важный инструмент чтеца – дикция, то есть отчетливое, ясное произношение звуков и слов. Дикцию можно и нужно развивать. Это трудно, но если упорно заниматься и следить за произношением, можно добиться результата и стать хорошим интересным собеседником.
Упражнения:
- Развитие гибкости речевого аппарата, меняя ударение в сочетания: ауоэиы
- Играй на воображаемой трубе: уууууууууууу; а-о,а-о,а-о; у-а-о, а-о-у, о-а-у.
2.3. Работаем над текстом.
И вот, наконец-то мы получили тексты. Перед нами встала новая задача: понять, что каждый текст, это не отдельное произведение. Это маленькая история жизни. Наша задача: подготовить выразительное чтение своей истории. Это настоящая тренировка Для того, чтобы лучше войти в роль, использовать настольный театр , диафильмы, разыгрывали свои маленькие истории.
2.4. Голосовая запись.
Мы подошли к главному – запись!
В МБДОУ есть необходимое оборудование: компьютер, колонки, микрофон. Мы читаем свои рассказы. На экране – иллюстрация к произведению. Тут же прослушиваем и оцениваем, насколько удалось чтецам передать идею произведения и настроение героя. Работа трудоемкая, но это стоит того. Каждый имеет возможность услышать себя «со стороны», понять ошибки и работать еще лучше. Искренняя радость на лицах.
- Итоговый этап.
3.1. Создание презентации.
Основная работа позади. Теперь необходимо оформить презентацию. Важно помнить, мы готовим аудиокнигу в подарок, поэтому, все должно быть ярко, четко и лаконично.
Презентация составлена в программе Microsoft PowerPoint. За основу можно взять рисунки детей. Для титульного слайда народные орнаменты и узоры. Каждая история – отдельный слайд. Он состоит из заголовка, иллюстрации и титра: фамилия и имя, чтеца. В каждый слайд вставляем звуковой файл. Презентация готова. (Приложение 2).
3.2. Запись на компакт-диск. (Приложение 3.)
Презентацию записали на компакт-диск, оформив обложку.
3.3. Презентация проекта.
Наверное, самый волнующий момент, как оценят твою работу другие. Вы с трепетом понесли «Говорящую книгу» домой. Победа! На следующий день только и разговоров о том, как слушали, что говорили.
Заключение
Вам понравится работать над книгой.