Проект «Говорящая книга»

Тема проекта: «Говорящая книга»

Цель: создать аудиокнигу  в подарок мамам и бабушкам, а также для малышей.

Задачи:

  • вовлечь всех детей в творческую литературную деятельность;
  • повысить интерес к художественной литературе;
  • учиться выразительному чтению;
  • развитие воображения, творческого мышления, фантазии;

Актуальность проекта

Как привлечь внимание детей к печатному слову? Как научить относиться к книге, как к кладезю знаний, идей, мудрости, опыта? Как научиться выразительному чтению?

Мы хотим поделиться своей идеей – запишите аудиокнигу!

Творец не может равнодушно относиться к своему творению! Для нас — это должно стать увлекательным  занятием, имеющим особое значение, потому что эту запись услышат братишки и сестренки, а так же – родители. Значит, она должна быть достойна того, чтобы её слушали.

Участники проекта:

воспитатели, специалисты ДОУ, дети, родители

 

Как мы будем работать над проектом?

  1. Подготовительный этап.

1.1. Мотивация. Для предания смысла всей деятельности необходима мотивация: мы будем делать необычную книгу. Она будет звучать! Нам предстоит сделать голосовую запись, прочитанных историй, как настоящие актеры, профессионально читающие сказки. Эту книжку можно дать послушать младшим братьям и сестрёнкам, например, перед сном; после тяжелого рабочего дня мама и папа смогут отдохнуть, послушав веселую историю. А еще приближается праздник – книгу можно подарить.

1.2. Что для этого нужно?

Зачем нужна «говорящая книга»

— «Говорящая книга» — это уже необычно! Но потрудиться над ней придется много.

— Каждый воспитанник  может принять участие в создании этой книги.

— Необходимо составить план нашей работы.

1.3. Составляем план.

— Подбираем интересный материал.

— На занятиях и в совместной деятельности детей в течение дня выполняем упражнения, направленные на обучение выразительному чтению.

— Работаем с текстами.

— Голосовая запись подготовленных текстов.

— Выход: оформление аудиокниги с помощью программы Microsoft PowerPoint.

  1. Основной этап.

2.1. Что мы будем записывать?

У нас должны получиться книги, у каждой группы начиная со среднего дошкольного возраста своя аудиокнига. В книге могут быть красочные иллюстрации. Тогда и возникла идея: сделать аудиокнигу с картинками ( с помощью программы Microsoft PowerPoint.) Иллюстрации к голосовому сопровождению помогут представить сказочных героев.

2.2. Чтобы тебя слушали.

«А вы любите, когда вам читают? А всякое ли чтение хочется слушать. Как выяснилось, — не всякое, а только выразительное. Чем же оно отличается от простого чтения вслух? Прежде всего, тем, что выразительное чтение хочется слушать. А почему? Потому что чтец так умеет передать голосом смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и представляем в своем воображении все, о чем рассказано в тексте. Мы смеемся и грустим, радуемся и огорчаемся, сочувствуем героям и переживаем все с ними происходящее, словом, как бы становимся участниками событий.

Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо уметь читать выразительно. Но умение само собой не приходит. Умение – результат учения. Мы должны узнать, чему и как надо учиться, чтобы говорить и читать выразительно.

Поэтому в НОД по развитию речи мы включим специальные задания и упражнения, для того, чтобы учиться читать выразительно. У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца они тоже есть — это дыхание, голос и дикция.

Выполняя специальные упражнения и физминутки, мы учимся управлять своим голосом.

Например:

  • Представь торт с зажженными свечами. Погаси все свечи сразу. А теперь потуши каждую свечу, прерывая дыхание: фу, фу, фу.
  • Жужжим: жжжжжжжжжжжжжжжжжжжж; ж, ж, ж, ж, ж.
  • Учимся говорить на одном дыхании:

Жил-был не царь, не король, не геройский-герой, а жил был мальчик.

  • Говорим, дирижируя, выделяя каждое слов и др.

Важно, научиться слушать голос. Голосом можно управлять: повышать или понижать; он может звучать ровно, спокойно, на одном уровне.

Голос нужно беречь! Составили памятку. (Приложение 1).

Очень важный инструмент чтеца – дикция, то есть отчетливое, ясное произношение звуков и слов. Дикцию можно и нужно развивать. Это трудно, но если упорно заниматься и следить за произношением, можно добиться результата и стать хорошим интересным собеседником.

Упражнения:

  • Развитие гибкости речевого аппарата, меняя ударение в сочетания: ауоэиы
  • Играй на воображаемой трубе: уууууууууууу; а-о,а-о,а-о; у-а-о, а-о-у, о-а-у.

2.3. Работаем над текстом.

И вот, наконец-то мы получили тексты. Перед нами встала новая задача: понять, что каждый текст, это не отдельное произведение. Это маленькая история жизни. Наша задача: подготовить выразительное чтение своей истории. Это настоящая тренировка Для того, чтобы лучше войти в роль, использовать настольный театр , диафильмы, разыгрывали свои маленькие истории.

2.4. Голосовая запись.

Мы подошли к главному – запись!

В МБДОУ есть необходимое оборудование: компьютер, колонки, микрофон. Мы читаем свои рассказы. На экране – иллюстрация к произведению. Тут же прослушиваем и оцениваем, насколько удалось чтецам передать идею произведения и настроение героя. Работа трудоемкая, но это стоит того. Каждый имеет возможность услышать себя «со стороны», понять ошибки и работать еще лучше. Искренняя радость на лицах.

  1. Итоговый этап.

3.1. Создание презентации.

Основная работа позади. Теперь необходимо оформить презентацию. Важно помнить, мы готовим аудиокнигу в подарок, поэтому, все должно быть ярко, четко и лаконично.

Презентация составлена в программе Microsoft PowerPoint. За основу можно взять рисунки детей. Для титульного слайда народные орнаменты и узоры. Каждая история – отдельный слайд. Он состоит из заголовка, иллюстрации и титра: фамилия и имя, чтеца. В каждый слайд вставляем звуковой файл. Презентация готова. (Приложение 2).

3.2. Запись на компакт-диск. (Приложение 3.)

Презентацию записали на компакт-диск, оформив обложку.

3.3. Презентация проекта.

Наверное, самый волнующий момент, как оценят твою работу другие. Вы с трепетом понесли «Говорящую книгу» домой. Победа! На следующий день только и разговоров о том, как слушали, что говорили.

Заключение

Вам  понравится работать над книгой.