Для входа в виртуальный музей и просмотра экспонатов перейдите по ССЫЛКЕ или отсканируйте QR-код .
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»
Д.С. Лихачев
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Чтобы ребёнок вырос патриотом своей страны, необходимо с самого раннего детства приобщать его к культурным ценностям и традициям народа. И мы считаем, что знакомство с русской избой, ее устройством, предметами домашнего обихода -это первые шаги в воспитании патриотических качеств личности. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, формирует нравственные привычки.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.
Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники поистине бесконечно доброго народного мастерства. Поэтому важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. С этой целью в нашем детском саду и был открыт мини — музей «Русская изба».
Откуда произошло название «Русская изба«?
Слово «Изба». Произошло от слова:
«истьба»
–
«истопка»
–
«топить»
—
«отапливать»
Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне — плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду. Его мы организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), сундук, глиняная посуда и много всего прочего. Давайте вместе с вами отправимся на экскурсию в наш музей. Пусть это слово и сухое, и холодное,и может быть от него пахнет застарелой пылью, а свой музей мы назвали ласково «Крестьянская изба». В нем тихо, тепло и уютно. Здесь главная — красавица-печь.
Есть такая русская народная загадка «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка». Её отгадка : «стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар». Войдя в избу,на печь сразу обращаешь внимание. «Без печи хата — не хата» говаривал русский народ. Печь занимает почти пол избы, с ней связан весь быт, вся жизнь крестьянина
Продолжая рассматривать экспонаты нашего музея взгляд останавливается на полки с глиняной посудой.
И все же интересно когда появилась в обиходе у человека посуда из глины? Оказывается, после того, как впервые человек изготовил
первый сосуд из обожженной глины, прошло около 7000 лет. Пластические свойства глины люди оценили еще раньше в эпоху палеолита, но научились предавать изделиям влагоустойчивость, прочность и огнеустойчивость много позднее – в эпоху неолита.
Убранство деревенской койки и детской люльки.
В русской избе почти все было сделано руками
самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.
Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
А совсем для маленьких детей стояла колыбель.
А как называлась колыбель, которую подвешивали к потолку? (зыбка).
Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребенок может
заболеть. Но если родители хотели ребеночка, то была такая специальная колыбелька, которую они качали пустой и тогда у них обязательно рождался ребеночек.
Сундук — изделие корпусной мебели с откидной или съѐмной верхней
крышкой, используется как ѐмкость для хранения предметов обихода,
драгоценностей и других ценных вещей. Невеста готовила и складывала в сундук своѐ приданое с ранних лет. Чем больше в доме сундуков — тем, как считалось раньше, семья зажиточнее.
Сундуки, делали с незапамятных времен.
Почему же настолько актуально воспитание на традициях отечественной культуры? Во-первых, мы в большинстве своём – русские. Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что наш музей имеет большую педагогическую ценность!