«Я поведу тебя в музей…»

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. Руками педагогов, в нашем дошкольном учреждении, создан мини-музей «Русская изба». Ах, как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры.Значение мини-музея «Русской избы» в воспитании ребенка нельзя переоценить. Мини-музей помогает развивать у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми,  способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. На занятиях в музее дети пользуются всеми хранящимися в нём предметами. Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут, они значения старины, которое так важно понять.  Ребята с большим удовольствием слушают сказки, разучивают песенки, потешки, прибаутки, принимают активное участие в драматизациях. Сюда к детям приходят сказительницы и герои народных сказок, потешек, загадок. Здесь дети имеют возможность примерить русские народные костюмы, «попить» чай из самовара, «растопить» — одним словом перенестись в старину. От каждой встречи дети получают радость и удовольствием. Занятия — экскурсии в уголке строятся как многовидовые, интегрированные, включающие в себя рассказ воспитателя, демонстрацию музейного предмета с использованием вспомогательного фонда (слайдов, репродукций, фотографий, музыкального сопровождения), обыгрывание обрядов и традиций праздников, продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование). Так же предметное окружение оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это  дает возможность ребенку не только рассмотреть предмет со всех сторон, а и сравнить  с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня, позволяет лучше понять те величайшие изобретения человека в области материальной культуры. Использование предметной среды мини-музея «РУССКАЯ ИЗБА» в ДОУ дает возможность: решать задачи художественного развития детей, знакомства с народными промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к истории, культуре и народному творчеству.